Поддержание и развитие здорового образа жизни
Предлагаемые практические рекомендации по формированию системы направленной на поддержание и развитие здорового образа жизни, а шире - и социального здоровья, складываются из следующих основных частей:
1. О мероприятия по совершенствованию учебного процесса в учебных заведениях.
Учитывая, что понятие среды предполагает определенную целостность любого формирования, приведенного в состояние системы, необходимо:
1.1. Ввести в стратегии учебного процесса задачу формирования у учащихся установки на здоровый образ жизни в контексте норм социального здоровья в качестве основной
1.2. Провести реорганизацию, а в определенных случаях и перестройку учебного материала, с одной стороны, усиливая акцент на теме здорового образа жизни и проблематике социального здоровья, а с другой стороны, на вытеснение из программ материалов, способных негативно воздействовать на здоровый образ жизни учащихся.
1.3. В первую очередь, такого рода действия затрагивают предметы социо- гуманитарного цикла (историю, литературу), но также и предметы естественного цикла (биологию и близкие к ней предметы и темы).
1.4. Возвратить в учебный процесс школ в качестве обязательного предмет «Основы валеологии», положительно встреченный среди педагогов и учащихся.
1.5. Изучить вопрос о более интенсивном использовании мощностей физкультурно-спортивных подразделений учебных заведений и о создании благоприятных условий для занятий в них молодых людей с разными физическими возможностями.
1.6. Предусмотреть коррективы в учебной литературе в соответствии с данной задачей.
2. О мероприятия по совершенствованию воспитательной работы
Учитывая, что формирование социального здоровья и установки на здоровый образ жизни - в большей степени задача воспитания, нежели обучения, требуется обратить внимание на следующие моменты:
2.1. На создание средствами воспитания атмосферы социального здоровья, предполагающей наличие определенной системы требований к учащимся. Причем, спроектированной в такой форме, которая была бы способна вызывать у них положительный отклик. А принуждение играть второстепенную роль.
2.2. Создание такой атмосферы предполагает:
деятельное отношение учащегося, как субъекта учебно-воспитательного процесса к вопросам социального здоровья и здорового образа жизни
максимально желаемый вариант - формирование культа здоровья, как хорошо продуманный и научно обоснованный комплекс мероприятий
создание установки на непримиримое (или осуждающее) отношение к проявлениям разного рода отклонений.
с этой целью необходимо способствовать деятельности органов самоуправления учащихся и их инициатив в данной области
2.3. Наиболее действенный способ организации воспитательной работы в современном учебном заведении, как показал опыт многих лет практики, разработка комплектных целевых программ воспитательной работы на 4-5 лет.
3. В организационно-управленческом аспекте требуется:
3.1. Создание структур (подструктур) предметом деятельности которых является состояние социального здоровья учащихся и соблюдение ими нормативов здорового образа жизни.
3.2. Наиболее приемлемый путь воссоздание системы головного и проблемных советов с участием работников системы управления различного уровня и представителей общественности, призванных не только обсуждать данные проблемы, но и служить задаче
Повышения социальной активности научно-педагогического корпуса, родителей.
3.3. Систематическое рассмотрение данного вопроса на действующих в системе учебных заведений организационных мероприятиях
3.4. Требуется вести работу с общественными организациями и объединениями молодежи, привлекая их к участию в работе по формированию здорового образа жизни.
3.5. Необходима координация структур, созданных в разных ведомствах и учреждениях для выработки эффективных стратегий.
4. Научно-методическое и кадровое обеспечение данных задач
предполагает:
4.1. Осуществление мониторинга по регионам и по стране в целом, целью которого является регулярное получение информации о состоянии социального здоровья и установок на здоровый образ жизни в среде учащейся молодежи
4.2. С этой целью было бы желательно иметь долгосрочные контракты с рядом исследовательских организаций (генеральных подрядчиков), способных проводить такой мониторинг
4.3. Обязательное введение в учебные планы курсов по повышению квалификации учителей и преподавателей программ по формированию социального здоровья и установки на формирование здорового образа жизни (в том числе курс валеологии), по социальным вопросам физической
Культуры и спорта, о специфике работы социальных институтов и т.д.
4.4. В рамках введенной в высших учебных заведениях новой экспериментальной специальности «Организация работы с молодежью» предусмотреть учебные программы по данной проблематике.
4.5. Предусмотреть систематическое проведение научно-методических конференций (всероссийских, региональных) по данному вопросу
4.6. Предусмотреть подготовку и выпуск учебной и учебно-методической литературы
4.7. Обсудить вопрос о создании в системе Минобразования Российской Федерации и при администрации регионов Головных советов по проблеме социального здоровья и здорового образа жизни молодежи.
5. Необходимо поднимать вопрос о негативном воздействии на социальной здоровье молодежи и здоровый образ жизни средств массовой информации и о достижении по данным вопросам определенного соглашения, а также санкций.
5.1. Вероятно, имеет смысл о разработке Закона РФ «Об охране социального здоровья и здорового образа жизни населения Российской Федерации и содействию их развитию»
5.2. Можно рекомендовать административным структурам в регионах, в которых приняты законы и молодежи, обсудить вопрос о внесении соответствующих дополнений (поправок) в эти законы. Имеет смысл продумать вопрос и о возможностях и стратегиях расширения законодательного обеспечения по вопросам укрепления здорового образа жизни молодежи и повышения уровня ее социального здоровья.
3. Рекомендации, составленные на основании анализа тестирования
респондентов
1. Предложенный нами тест для экспресс-анализа индивидуального здоровья молодых людей (См. приложение) показал свою практическую эффективность, что позволяет рекомендовать его в качестве базового, а после небольшой необходимой доработки (адаптации методики к конкретным условиям регионов, типов школ, групп и с учетом возможностей проведения тестирования) для аналогичной работы с другими контингентами молодежи.
Необходимость в дальнейших исследованиях вполне очевидно, т.к. полученные сведения характеризуют индивидуальное здоровье сравнительно благополучной части молодежи (учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также студентов ВУЗов и военно-учебных заведений).